Меню
Статьи
Константин Мельников

Константин Мельников

30.08.2016

Архитектура XX столетия невозможна без упоминания Константина Мельникова, советского архитектора, воплотившего новаторские архитектурные идеи в жизнь. В 1930-е годы Мельников получил мировое признание как «великий русский архитектор» современности. Действительно 1920-е, начало 1930-х стали пиком творческой карьеры архитектора. Без преувеличения можно сказать, что Москва 1920-х годов – город Константина Мельникова. Он преобразовывал Москву, внося новизну и веяния современности.


Константин МельниковТалант к рисованию у будущего архитектора проявился еще в детстве.
Увидев художественные способности сына, родители отдали юношу в иконописную мастерскую Прохорова в Марьиной роще. Мельников продолжил обучение в Московском училище ваяния и зодчества, в котором проучился в общей сложности 12 лет.
В 1918 году получил диплом и по приглашению И. В. Жолтовского, который был его учителем на отделении архитектуры в училище, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета.


Первой работой Мельникова по реальному заказу стал проект посёлка для работников Алексеевской психиатрической больницы.
Ранние проекты архитектор выполнял в стиле неоклассицизма, однако, вскоре отказывается от неоклассики и создает проекты в новом стиле.


Константин Мельников

Павильон «Махорка» стал первой реализованной постройкой архитектора и одной из первых построек советского авангарда. Проект выставочного павильона Всероссийского махорочного синдиката был подготовлен для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проводившейся в 1923 году. Проект «Махорки» был встречен негативно заказчиками, но Мельникова поддержал архитектор выставки А. В. Щусев. В «Махорке» Мельников применил новый подход к художественному образу выставочного павильона, который был развит в павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года.


В 1924 года после установления дипломатических отношений между СССР и Францией, Советский Союз пригласили участвовать в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Был объявлен закрытый конкурс на проект павильона, в котором выиграл Константин Мельников. В 1925 году начинаются работы по строительству советского павильона. К выставке был привлечен А. М. Родченко для осуществления интерьера «Рабочего клуба» и оформления советской экспозиции. Павильон по проекту Родченко был выкрашен красным, серым и белым цветами.


Павильон представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Большая часть площади наружных стен павильона была остеклена. Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, над которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Справа от лестницы была сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом и молотом и буквами СССР.


Павильон «Махорка»

Основные архитектурные особенности автор проекта определил так: объёмы сдвинуты с опор, у открытой наружной лестницы ступени-консоли, односкатная стремительность кровель, прозрачность углового остекления.


Павильон «Махорка»
Павильон «Махорка»

Павильон «Махорка»

После выставки павильон был снесён.
В Париже павильон Советского Союза вызвал сенсацию. Мнения профессионалов — от внимательного интереса до полного восторга. «Советский павильон — это единственный на всей выставке, который стоит смотреть» — говорил французский архитектор Ле Корбюзье. «Мода на Мельникова докатилась до самых широких слоев падких на любую новинку парижан, стала приметой времени и молвой улицы: случайная прохожая называет своему спутнику самые острые на её взгляд признаки современности — футбол, джаз, павильон, выстроенный Мельниковым…» — пишет Илья Эренбург.


В Париже Мельников получает заказ от мэрии на гараж вместимостью в тысячу машин, однако, проект не был реализован.
По возвращении в СССР архитектор на десятилетие погружается в интенсивную работу: ему делают заказы на крупные гаражи, профсоюзные клубы, общественные и жилые здания.


Отличительной особенностью всех этих сооружений является полная раскованность и свобода, все его здания оригинальны, при этом их автор не в одном из них ни разу не повторяется, не вписываясь ни в один стиль.


Павильон «Махорка»


Павильон «Махорка»


Бахметьевский гараж


Бахметьевский гараж

Бахметьевский гараж, фото 1920-х годов



Бахметьевский гараж

В 2001 году здание передано в пользование Московской Марьино-рощинской Еврейской общине. 12 июня 2008 года в здании Бахметьевского гаража был открыт Центр современной культуры «Гараж».



Гараж Интуриста

Гараж Интуриста на Сущевском валу в Москве, построено в 1934 году.


В 20—30-е годы XX века в СССР началось активное клубное строительство. В Москве и области Мельников спроектировал 6 клубов, для которых характерны следующие черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство учреждений культуры.


Дом культуры им. И. В. Русакова

Дом культуры им. И. В. Русакова, построен в 1929 году. С 1996 года в здании находится Театр Виктора Виктюка.



Дом культуры им. И. В. Русакова

Дом культуры им. И. В. Русакова после реставрации.



В конце 1920-х Мельников берется за строительство собственного дома в Кривоарбатском переулке в Москве. Дом-мастерская является вершиной творчества архитектора, отличается новаторскими конструктивными особенностями и продуманной функциональной планировкой.



Дом-мастерская Мельникова


Дом-мастерская Мельникова

С 1930-х годов в советской архитектуре устанавливается «Сталинский ампир», и Мельникову становится труднее реализовывать новаторские идеи в архитектуре — его проекты часто критикуются.
Помимо проектирования Мельников вел активную преподавательскую деятельность во ВХУТЕМАСе (1921—1925) и ВХУТЕИНе (1927—1929). В 1949 году его назначили преподавателем в Саратовский автодорожный институт, где он проработал около 2 лет.
В Саратовский период жизни Мельников участвует в конкурсах и получает право осуществить несколько проектов (реконструкция площади им. Кирова в Саратове, проект интерьеров Центрального универмага в Саратове).


Несомненно, что Мельников мог построить больше проектов, но уже не вписывался в строгие каноны архитектурной мысли СССР. То, что построил архитектор, восхищает оригинальностью форм и нестандартным решением пространственных композиций.


В статье использованы материалы: К. С. Мельников «Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика», М., Искусство, 1985; Илья Эренбург, «Лето 1925 года», М., 1926.